Цены на туристический продукт в зимнем сезоне 2008-2009гг., по докризисным прогнозам, вырастут на 25-30% по сравнению с аналогичным показателем сезона 2007-2008гг. Об этом сообщил первый вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Владимир Канторович. По его словам, туристическая отрасль пока живет докризисными ценами. Он отметил, что рост цен разнится в зависимости от направлений. Так, стоимость поездки во Францию увеличится на 20%, в Израиль - на 30%, во Вьетнам - на 10%. "В сложившейся кризисной ситуации, если все обвалится, все и подешевеет", - сказал В.Канторович. Между тем он отметил, что, несмотря на падение цен на нефть, стоимость авиатоплива остается на прежнем высоком уровне. По мнению участников рынка, наиболее остро туристическая отрасль почувствует кризис в начале 2009г. По словам генерального директора компании Capital Tour Инны Бельтюковой, туроператоры вошли в кризис раньше, чем другие участники экономического рынка, и уже готовятся ко второму витку. "Наиболее остро мы прочувствуем это в начале следующего года - в январе и феврале", - добавила она. "Вплоть до настоящего времени год был более чем удачный", - считает первый вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Владимир Канторович. За I полугодие с.г. темп роста выезда из России составил 27% по сравнению с аналогичным периодом 2007г. Цифры за III квартал не будут сильно отличаться, считает В.Канторович. Как отметила И.Бельтюкова, туризм первым почувствовал кризисные тенденции, для отрасли кризис начался с III квартала 2008г. "При этом I и II кварталы на волне предыдущего года были удачными, когда выездной туризм обеспечивал прирост на некоторых направлениях до 40%, а в целом на уровне 25-30%", - сказала И.Бельтюкова. По ее словам, если еще в мае рынок ощущал подъем, то с июня текущего года произошла стагнация. "Рост стоимости топлива и билетов туроператоры компенсировали за счет собственных средств, особенно если это касалось заранее оплаченных туров. Если говорить о сезоне в целом, он усилил структуризацию туроператорского рынка. Впервые за 17 лет развития туристического рынка в России на нем не было компаний, которые бы говорили о большой успешности этого сезона, всем было достаточно сложно", - сказала И.Бельтюкова. По мнению участников рынка, в кризисной ситуации в выигрышном положении окажутся те операторы, которые преодолеют все кризисные стадии за счет собственных ресурсов. Все, кто сохранит позиции на рынке, еще больше укрепятся. "На таких направлениях массового спроса, как Египет, он является индикатором зимнего сезона, по отношению к предыдущему сезону объем выезжающих сократится на 10-15%. Особенно это коснется региональных программ, где спрос еще не так устойчив", - сообщила И.Бельтюкова. Вместе с тем, по ее словам, операторы будут увеличивать глубину продаж и раньше обычного откроют направления летнего сезона. Это поддержит их финансовые потоки. По ее словам, в преддверии сложного зимнего сезона операторы заранее спланировали свои программы. Необходимости в демпинге, который обычно выглядел как дотация отдыха со стороны оператора, не будет. "Сегодня на многих направлениях практически закрыт октябрь, и мы радуемся тому, что закрыли его без спецпредложений. Если также пойдут продажи и в последующие месяцы, может случиться пародокс: эффективность зимнего сезона будет гораздо лучше прошедшего года", - считает эксперт. "Поэтому та сладкая ситуация для туристов, когда были супернизкие цены на отдых за счет операторов, может быть, на какое-то время уйдет из практики", - сказала генеральный директор компании Capital Tour. По ее словам, производители турпродукта используют получаемые из банков инвестиции на предоплату за продукт следующего сезона, а не на текущий демпинг. Как считают участники рынка, сегодня рынок находится на финальной стадии структуризации туроператорского бизнеса и основные игроки, лидеры рынка, уже определились. Так, на каждом направлении есть 7-10 компаний. По прогнозам экспертов, этой зимой Египет на отдельных отелях подорожает до 20-30%, на остальных сохранится на уровне прошлого года. По оценкам экспертов, спад ожидается, в первую очередь, на дальнемагистральных направлениях, таких как Юго-Восточное, Тайское, Карибский бассейн. Это связано с резким подорожанием авиабилетов, которое изменило возможности потребителя. "Когда соотношение "перелет и земля" так резко изменяется в пользу перелета, платить почти 1 тыс. долл., чтобы отдохнуть за 300 долл., не совсем целесообразно", - сказала И.Бельтюкова. По ее мнению, эти туристы могут вернуться на Египетское направление, где перелет не так дорог. "Те, кто любит поездки, может удешевить свои затраты за счет перехода с пятизвездочных гостиниц на четырехзвездночные и трехзвездночные", - добавила она. На деловом сегменте также ожидается серьезный спад. "Если говорить о luxury- сегменте, состоятельные люди ездили и будут ездить отдыхать. Этот сегмент будет развиваться в том же режиме, что и в предыдущие сезоны", - сказала И.Бельтюкова. Горнолыжные, а также определенные экскурсионные программы будут успешны, как и раньше. "Люди, которые хотели увидеть Европу, копили на это деньги, не откажутся от поездки", - считает эксперт. Источник:
|